Новые книги

Звучащая художественная речь: Работы Кабинета изучения художественной речи. 1923 — 1930 / Сост.: В. Золотухин, В. Шмидт. — М.: Три квадрата, 2018. — 516 с.


Звучащая художественная речь

Исследование звучащей речи, а точнее - речи “с установкой на звучание” - тема, которая была для многих филологов ОПОЯЗа поистине краеугольной, хотя в наши дни об этом, возможно, вспоминают не так часто. Но именно здесь следует искать истоки теории сказа и работ по мелодики стиха Эйхенбаума, а также многих важных работ Тынянова - таких, как “Проблема стихотворного языка” и “Ода как ораторский жанр” и других. 

Одним из импульсов к исследованиям в данной области принято считать труды представителей немецкой “слуховой филологии” (Ohrenphilologie) - Эдуарда Зиверса и Франца Зарана, которые, впрочем, были существенно переосмыслены русскими формалистами (прежде всего Эйхенбаумом) для задач новой поэтики. Это привело к смещению интереса от акустико-фонетической стороны звучащей художественной речи в сторону “синтагматической семантики” стиха (и некоторых типов прозы).

Тем не менее, сама область исследования звучащей речи требовала огромного количества эмпирического материала - как его сбора, так и обработки и анализа. Именно этим и занимался Кабинет Изучения Художественной Речи, работавший при Разряде истории словесных искусств Российского института истории искусств (РИИИ, затем ГИИИ) в 1923-1930 гг. Все эти годы Кабинетом руководил выдающийся российский лингвист Сергей Игнатьевич Бернштейн, который был связан с ОПОЯЗом едва ли не с самого момента возникновения этого научного сообщества - он был знаком со Шкловским и Тыняновым еще в годы учебы в Петроградском университете. Шкловский обращался к нему за советами при подготовке своей первой книги “Воскрешение слова” (1914). Позже вместе с Тыняновым Бернштейн вёл в ГИИИ семинарий по лексикологии поэтического языка, в рамках которого формировались идеи книги Тынянова “Проблема стихотворного языка”.

За 8 неполных лет своего существования Кабинет проделал значительную исследовательскую работу и накопил огромный фактический материал (включая уникальную коллекцию звукозаписи). В 1930 году Бернштейн стал жертвой идеологической кампании по уничтожению Института искусств - его обвинили в “научном шарлатанстве”, а восковые валики с записями голосов ведущих поэтов и декламаторов той эпохи были частично повреждены, частично уничтожены.

В непериодическом временнике Разряда словесных искусств ГИИИ “Поэтика” с 1926 по 1929 гг. С. И. Бернштейн опубликовал несколько статей, посвященных научным принципам работы Кабинета, а также достигнутым результатам исследований (“Звучащая художественная речь и её изучение”,1926; “Эстетические предпосылки теории декламации”, 1927; “Опыт анализа «словесной инструментовки»”, 1929). Однако значительная часть научных материалов Кабинета оставалась неизданной вплоть до наших дней. И именно этот пробел старается восполнить сборник “Звучащая художественная речь: Работы Кабинета изучения художественной речи. 1923-1930”, подготовленный Валерием Золотухиным и Виталием Шмидтом и опубликованный издательством “Три квадрата”.

Настоящее издание сфокусировано в первую очередь на неопубликованных работах ученых, работавших в Кабинете - самого С. И. Бернштейна, а также А. В. Федорова, Г. В. Артоболевского, С. Г. Вышеславцевой и др. Это в первую очередь материалы сборника “Звучащая художественная речь”, готовившегося к печати в конце 1920-х гг, но так и не увидевшего свет.

Во второй части настоящего издания опубликована ценная подборка сопроводительных научных статей и комментариев, подготовленных В. Золотухиным и В. Шмидтом - без такого научного аппарата никакие издания и переиздания исторических и архивных материалов не имеют большого смысла. 

Одним словом, составителями настоящего сборника проделана огромная и в высшей степени профессиональная работа, позволяющая существенно расширить наше знание об очень важном, но еще далеко не до конца изученном направлении научных поисков русского формализма. 

И. Широнин