Новые книги

Станислав Савицкий. Частный человек: Л. Я. Гинзбург в конце 1920-х - начале 1930-х годов. - СПб.: Издательство Европейского университета в С.-Петербурге, 2013 - 222 с. 


Книга Станислава Савицкого – важное и серьёзное исследование, посвященное начальному периоду литературного и научного творчества Лидии Яковлевны Гинзбург. Этот период – конец 1920 - начало 1930-х годов – был, пожалуй, наиболее драматичным. С одной стороны, осознание принципиальных и неустранимых расхождений с «метрами» - Тыняновым и Эйхенбаумом. С другой, почти полная невозможность работы в годы становления и активного торжества сталинского социализма.

Что бы ни говорили о «внутреннем» кризисе ОПОЯЗа и формальной школы в конце 1920-х, причина прекращения работы этой замечательной научной группы – беспрецедентное и агрессивное давление на российскую гуманитарную мысль со стороны советского режима. То, что формализм мог плодотворно эволюционировать и развиваться в иных условиях, наглядно показала судьба Р. О. Якобсона. Ученые, оставшиеся в России, были насильственно лишены такой возможности.

Методологический разрыв Л. Я. Гинзбург с ОПОЯЗом, детально показанный С. Савицким, – это прежде всего отказ от попытки эпигонского и начетнического приложения готовых идей учителей к новым и новым фактам (что в определнной степени было характерно для так называемых "младоформалистов", см., например, сборник статей "Русская проза" 1926 г.). А обусловленная социально невозможность творческого развития самих идей привела к тому, что Л. Я. Гинзбург фактически вернулась в лоно «традиционного» литературоведения, хотя и в наиболее умном и талантливом его варианте. Впрочем, справедливости ради, следует сказать, что проблема взаимоотношений Лидии Гинзбург с учителями-опоязовцами - очень сложная и нелинейная. Она требует тщательного и скрупулезного исследования, результаты которого наверняка невозможно будет свести к нескольким тезисам или краткому резюме.

Литературное творчество Лидии Гинзбург, на мой взгляд, несмотря на то, что она совершенно блестящий литературовед, оказалось явно значительнее её сугубо академической деятельности (хотя грань между наукой и литературой в её биографии провести практически невозможно). Совершенно особая «психологическая проза», в жанре которой работала Гинзбург, несомненно, относится к самым значительным образцам русской литературы XX века, хотя осознание масштаба её таланта несколько запаздывает - она всё же писатель "для немногих", круг её ценителей не может быть массовым. Серьезных аргументированных исследований о её жизни и творчестве, к сожалению, очень мало. Поэтому книга С. Савицкого – несомненно, важный и очень удачный шаг в этом направлении, несмотря на определнную спорность отдельных утверждений и выводов.

Здесь же нужно напомнить и о других проектах С. Савицкого, уже упоминавшихся на нашем сайте – ряде статей, тематически предшествующих выпуску отдельной книги о Гинзбург, а также публикацию тома ранних работ Лидии Яковлевны – «Работы довоенного времени: Статьи. Рецензии. Монография. Вступительная статья С. Савицкого. 628 с. СПб., 2007».