Новые книги

Добренко Е. А. 
Поздний сталинизм: Эстетика политики. -
М.: Новое литературное обозрение, 2020. - В 2 тт. - 712 + 600 с.


Монументальный двухтомный труд историка культуры Евгения Добренко не является исследованием в области истории филологии и литературоведения в узком смысле. Посвящен он последнему десятилетию сталинизма (1945-1953 гг.) – важнейшему и во многом определяющему явлению советской и российской истории, без которого невозможно понять, что случилось с отечественной гуманитарной наукой в 20-м веке.

Как явствует из подзаголовка исследования – "эстетика политики", – сталинизм рассматривается не в общественно-политическом ключе, а как глобальный культурно-эстетический феномен, определивший идеологию, искусство, науку, культуру, общественное сознание, причем на много десятилетий вперед.

Хотя труд Е. Добренко был издан еще в 2020 году, при его чтении не оставляет ощущение, что он создан на злобу дня в последние пару лет, а именно – после февраля 2022 года.

"Поздний сталинизм" – исследование не историческое, а прежде всего теоретико-типологическое, призванное обосновать историко-культурную концепцию автора, а не познакомить читателей с периодом последних лет правления Сталина.

Концепция Добренко постулирует то, что вся нынешняя система российского государственного и общественного мировоззрения сложилась именно в этот сравнительно короткий период. Причем эта система возникла не стихийно, а формировалась (во многом лично самим Сталиным) сознательно и целенаправленно с помощью государственной культурной политики. Именно тогда возникло так называемое "победобесие" – культ великой страны, единолично победившей фашизм; ксенофобия; великорусский шовинизм; антисемитизм, ненависть к Польше, Украине, Прибалтике и к европейскому Западу в целом.

Что касается огромного фактического материала книги (Добренко цитирует и пересказывает на десятках страниц забытые ныне фильмы, книги, романы, спектакли, в изобилии возникшие при Сталине и потом как будто канувшие в небытие), то он призван показать огромную роль именно культурной политики (отсюда термин "эстетика политики"), которая формировала массовое сознание и экзистенциальную картину мира советского человека гораздо более успешно и результативно, чем самая изощренная политическая пропаганда. Социалистический реализм, полностью мифическая "мичуринская биология" академика Лысенко, борьба с модернизмом и формализмом, мистифицированная и фальсифицированная история России с древнейших времен – все это были взаимосвязанные и взаимодополняющие элементы единой стройной системы сталинского тоталитаризма, которая никуда не исчезла в последующие годы и стала естественной основой "русского мира" 2020-х годов.

Е. Добренко не дает никаких готовых рецептов преодоления последствий и плодов "позднего сталинизма", но его книга во многом помогает понять, как и почему Россия с фатальной неизбежностью оказалась там, где она находится сейчас.