Новые книги

Арватов Б. И. 
Собрание сочинений. В 4-х томах. -
М.: V - A - C Press, 2023. - 144 + 304 + 256 + 144 с.


Издание работ Бориса Игнатьевича Арватова (1896-1940) - если не исчерпывающее, то, по крайней мере, представляющее все самые значимые книги и статьи одного из наиболее значимых теоретиков Пролектульта, ЛЕФа и формально-социологического метода, - это событие, которое никак нельзя обойти вниманием, говоря о книжных новинках, так или иначе связанных с историей русской формальной школы и, шире, советского авангарда 1920-1930-х годов.

Борис Арватов в наши дни вспоминается прежде всего как автор книги „Социологическая поэтика“ (1928), где принципы формально-социологического метода сформулированы максимально развернуто. Этот метод возник как своеобразное продолжения теорий ОПОЯЗа и представлял собой попытку скрестить литературоведческий и искусствоведческий формализм с идеями Пролеткульта, левого искусства, производственной эстетики и „литературы факта“.

Преемственность между „классическим“ формализмом и формально-социологическим методом происходила прежде всего благодаря Осипу Максимовичу Брику, одному из лидеров раннего ОПОЯЗа, а позже ЛЕФа, и, отчасти, В. Б. Шкловскому.

Работы же Бориса Арватова - это, несомненно, яркое и самостоятельное явление на динамичном фоне русского левого авангарда первых лет Советской власти до его практически полного разгрома на рубеже 1920-х и 30-х годов. Поэтому переиздание теперь уже малодоступных и полузабытых статей и книг этого самобытного критика, искусствоведа и литературоведа можно лишь всячески приветствовать.

В четырехтомник вошли сборник статей Арватова „Искусство и классы“ (1923) и его переработанный вариант 1926 года „Искусство и производство“; сборник „Об агит- и проз-искусстве“ (1930), „Социологическая поэтика“ (1928), книга о художнике Натане Альтмане (1924), книга „О Маяковском“, не опубликованная при жизни автора, и ряд небольших статей и рецензий, разбросанных по разным журналам 1920-х годов.

Хотя перу Арватова принадлежит ряд работ в области поэтики (особенно поэтики Маяковского) и, шире, теории литературы (вошедших в основном в сборник „Социологическая поэтика“), его конечно интересует не филология и даже не литературоведение (у него не было профессионального филологического образования), а идеология. В какой-то степени областью его интересов можно назвать эстетику, но не в классическом понимании (учение о прекрасном и философия искусства), а в первую очередь социальное функционирование искусства: художественное производство и потребление, агитационное искусство, воспитательная роль искусства и его воздействие на общество, практическая полезность искусства в быту и повседневной жизни. Что же касается „формально-социологичкского метода“ Арватова, он во многом отвечал веяниям эпохи - в различных вариантах необходимость социологического подхода к искусство декларировалась в те годы учеными и мыслителями, принадлежавших к самым различным школам и направлениям. Помимо т. н. „вульгарного социологизма“ В. Фриче, В. Переверзева, Д. Благого следует вспомнить В. М. Жирмунского и выпущенную при его участии и с его предисловием книгу Л. Шюккинга „Социология литературного вкуса“; отдали дань социологической моде ученые старой школы, такие, как П. Н. Сакулин; так или иначе и каждый по-своему о необходимости социологического изучения литературы говорили в конце 1920-х годов ведущие участники ОПОЯЗа - Б. Эйхенбаум, В. Шкловский и Ю, Тынянов. Идеи Арватова неоднократно становились предметом анализа историков литературы и общественной мысли в последние годы (в основном, однако, зарубежных). Краткую хараткетристику теории Арватова в контексте развития русского формализма можно найти в первую очередь в фундаментальной книге А. Ханзен-Лёве (рус. перевод М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 473-476).

Говоря о литературном и теоретическом наследии Арватова, нельзя не упомянуть и о его непростой и драматичной личной судьбе. Бывший эсер, перешедший в 1919 г. в РКП(б), он был сильно контужен во время гражданской войны, что стало причиной серьезного психического недуга, завершившегося в 1940 г. самоубийством. Младший брат Бориса Арватова - Ю. И. Арватов (родился в 1938 г.), легендарный военный летчик, друг М. Н. Тухачевского, женатый на его сестре, был расстрелян в 1937 году. Еще один брат - Вадим Игнатьевич (1899 г. р.) также был репрессирован - его судьба и дата смерти не известны. Сам Борис Арватов избежал неминуемых репрессий лишь по причине своей тяжелой болезни. Вероятно, трагическая участь младших братьев также сыграла немалую роль в решении Бориса Арватова покончить с собой.

В биографическом отношении особый интерес представляет 4-й том данного издания, включающий архивные материалы и немногие сохранившиеся письма Бориса Арватова, а также письма его отца Игнатия Арватова, которые, по словам составителей четырехтомника, „проливают некоторый свет на последние годы жизни Арватова-младшего, проведенные в психиатрических лечебницах“.

Биографические сведения об Арватове до сих пор остаются достаточно скудными и отрывочными, и помещенные в четырехтомнике немногочисленные письма Арватова и его отца - практически единственный источник информации о последних пятнадцати годах его жизни. Опубликованные тексты работ Арватова не сопровождаются каким-либо комментарием, и это также связано с тем, что изучение его наследия находится на самом начальном этапе.

Издание подготовлено к печати Иваном Аксеновым. Ему же принадлежит небольшое предисловие напечатанное на отдельной вкладыше. Хотя собрание сочинений состоит из четырех томов, объем его сравнительно невелик и всё содержимое могло бы поместиться в единственном томе средних размеров. По всей видимости, данное полиграфическое решение обусловлено прежде всего художественно-дизайнерским замыслом, отсылающим к эстетике конструктивизма и футуризма.

В заключение, хочется упоминять, что на сайте ОПОЯЗ.РУ готовится публикация, посвященная экземпляру книги Бориса Арватова „Социологическая поэтика“ с владельческими надписями литературоведов Георгия Альмедингена (1884-194?) и Ростислава Закруткина (1909-1955).